Кто изобрел туристический рюкзак.

Казалось бы, такая удобная и практичная вещь, как рюкзак, наверняка была известна человеку с незапамятных времен, но на самом деле это не так. Трудно представить, но рюкзаки, наряду с такими привычными для современного человека, как телевидение, радио, общедоступное электричество, появились всего-навсего в двадцатом веке. До 1950-х годов все эти блага современной цивилизации не были широко распространены и известны. Именно пятидесятые стали временем рождения рюкзаков, какими мы их знаем по сей день – и имя человека, который этому немало поспособствовал – Дик Келти (Dick Kelty).

Строго говоря, Дика Келти можно назвать «отцом» рюкзака, а вот его «дедушкой» следует считать совсем другого человека. Рюкзаки в том виде, к которому мы привыкли, появились в двадцатые годы прошлого столетия. До этого момента «предок» рюкзака представлял из себя всего лишь обычный мешок с двумя лямками. Такую конструкцию нельзя было назвать ни особенно удобной, ни эстетичной, потому что полный мешок имел круглую форму, и просто торчал над спиной владельца. Человека, внесшего принципиальное изменение в конструкцию и, тем самым, создавшего прототип современного рюкзака звали Ллойд Ф. Нельсон (Lloid F. Nelson). Он первым догадался превратить заднюю сторону рюкзака в плоскую и укрепленную поверхность (по сути просто вшив в нее тонкую доску), позволив ей плотно прилегать к спине, но, в то же время, максимально изолировать переносимый груз и не давать ему втыкаться в спину жесткими углами. Кроме того, он нашил клапан с завязками над отверстием рюкзака, что позволило надежно фиксировать переносимый груз, даже при переполненном рюкзаке. Эта модель и использовалась в течении достаточно продолжительного времени.

А что же в таком случае осталось на долю Дика Келти, и за что его называют изобретателем рюкзака? В начале 50-х годов уже прошлого, двадцатого века скромный плотник и путешественник-любитель Дик Келти с семьей жил в местечке Глендэйл, в Южной Калифорнии. Он очень любил пешие походы и когда один, а когда с друзьями, исходил вдоль и поперек все окрестные леса и холмы. В то время не существовало специальных магазинов, продающих товары для туристов, поэтому любители путешествий могли полагаться только на магазины, реализующие лишнюю или устаревшую экипировку с военных складов.

И все бы ничего, но товары, предназначенные для военных, не всегда устраивали путешественника, зачастую вещи были громоздкие, грубо изготовленные, все-таки новейшие разработки и востребованные модели редко доходили до таких магазинчиков – в них скорее, скапливался ненужный хлам. Пеший туризм не был особо распространенным хобби в те дни, поэтому Дик Келти, как человек творческий, постоянно занимался переделкой и усовершенствованием своей экипировки и подгонкой ее под туристические потребности. Все свои идеи он черпал из реальных жизненных ситуаций и сразу же испытывал в деле.

Первые эксперименты.

Во время одного из своих походов, в 1951 году, Дик Келти и его друг Клей Шерман нагрузили в свои рюкзаки необычно много, возможно они планировали уйти дальше обычного, или повлиял еще какой-то фактор. А с тяжелым рюкзаком, как известно, и идти тяжелее, поэтому Дик и Клей решили поэксперементировать и распределить вес рюкзаков между спиной и ногами. Мы помним конструкцию рюкзака того времени – его «спинная» часть представляла собой жесткую укрепленную пластину, вот нижние концы этой самой пластины друзья и «всунули» в задние карманы джинсов, и тем самым перенесли часть веса с плеч на бедра и ноги. Такой способ переноски груза оказался гораздо более удобным, и Дик продолжил дорабатывать и улучшать новую модель рюкзака, стараясь добиться идеальной конструкции.

В своей первой модели Келти сделал деревянную раму и пришил к ней ремень, с креплением на бедрах, но не остановился на достигнутом, и продолжал улучшать и дорабатывать конструкцию. Следующим его шагом стала замена деревянной рамы на алюминиевую, что сделало конструкцию одновременно крепче и легче, а для самого рюкзака взял прочный и влагоустойчивый нейлон. Сейчас подобная конструкция получила широкое распространение, и называется “каркасной”.

Он сам изготавливал алюминиевые рамки, а его жена Нина шила по их размерам рюкзаки. Сначала они шили рюкзаки для друзей по туристическому клубу, и даже не подозревали, во что выльется это предприятие. Свое первое производство Дик Келти разместил, как это часто и бывает, в своем старом гараже. Эти первые рюкзаки были лишь одного цвета - оливкового, потому что шились они из подручных материалов -использованных военных парашютов. Ничего другого под рукой не оказалось, времена после войны были трудные. В 1952 году Дик Келти продал всего 29 рюкзаков за 24 доллара, но на достигнутом останавливаться не собирался. Кроме того, он продолжал улучшать конструкцию рюкзака, со временем сделав мягкие накладки на плечевых и поясных ремнях и добавив внешние карманы на молнии.

В течении первых лет единственными покупателями Дика Келти были его собственные знакомые по туристическому клубу и такие же энтузиасты из других клубов. И только к 1970 году, когда пеший туризм и вообще здоровый образ жизни набрал популярность, рюкзаки Келти принесли ему успех и прибыль. Спустя многие годы компания Kelty стала одним из лидеров и законодателей индустрии товаров для туризма и активного отдыха. Кроме рюкзаков она производит также палатки, спальные мешки, одежду, специальные рюкзаки-переноски для детей и различные аксессуары.

Дик Келти скончался в 2004 году, но его вклад в развитие туристической индустрии сложно переоценить. Этот человек так любил свое хобби, что ему удалось изменить жизнь многим миллионам туристов и помочь им в полной мере наслаждаться пешими путешествиями с комфортом, о котором до него можно было только мечтать. В истории пешего туризма Дик Келси навсегда останется легендарной личностью.